Субсидиарная налоговая ответственность

Субсидиарная налоговая ответственность

    Тенденцией последних лет является переосмысление института субсидиарной ответственности.  Так с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" в практику вошло множество преюдициальных фактов, которые упростили процедуру привлечения к субсидиарной ответственности в банкротом процессе.

    Похожие изменения произошли в сфере взыскания убытков, причиненных бюджетам публично-правовых образований, в размере подлежащих зачислению в соответствующий бюджет налогов и пеней с физических лиц, обвиняемых в совершении налоговых преступлений. Так Конституционны суд РФ закрепил возможность взыскания неоплаченных налогов с физических лиц по искам прокуроров и налоговых органов о возмещении вреда, причиненного публично-правовым образованиям, денежных сумм в размере не поступивших в соответствующий бюджет от организации-налогоплательщика налоговых недоимок и пеней с физических лиц, которые были осуждены за совершение налоговых преступлений.

    На фоне таких глобальных изменений многие налогоплательщики незаслуженно стали забывать субсидиарную ответственность, закрепленную в ст. 45 НК РФ.


    На примере указанной статьи постараемся ответить на следующие вопросы:

  1. В каких случаях возможно привлечь к субсидиарной налоговой ответственности?

  2. Какие особенности присущи субсидиарной ответственности, отраженной в ст. 45 НК РФ?

  3. На что обратить внимание для минимизации риска привлечения к субсидиарной налоговой ответственности?


    Налоговая субсидиарная ответственность закреплена в части первой Налогового Кодекса Российской Федерации.

    Так, в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ установлена субсидиарная налоговая ответственность:

«… за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), - с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий);

- за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), - с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);

- за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), - с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий), если с момента, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества основному (преобладающему, участвующему) обществу (предприятию), и если такая передача привела к невозможности взыскания указанной недоимки;

- за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), - с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), если с момента, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества зависимому (дочернему) обществу (предприятию), и если такая передача привела к невозможности взыскания указанной недоимки.

    Если налоговым органом в указанных случаях будет установлено, что выручка за реализуемые товары (работы, услуги) поступает на счета нескольких организаций, или если с момента, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества нескольким основным (преобладающим, участвующим) обществам (предприятиям), зависимым (дочерним) обществам (предприятиям), взыскание недоимки производится с соответствующих организаций пропорционально доле поступившей им выручки за реализуемые товары (работы, услуги), доле переданных денежных средств, стоимости иного имущества.


    Положения настоящего подпункта также применяются, если налоговым органом в указанных случаях будет установлено, что перечисление выручки за реализуемые товары (работы, услуги), передача денежных средств, иного имущества основным (преобладающим, участвующим) обществам (предприятиям), зависимым (дочерним) обществам (предприятиям) были произведены через совокупность взаимосвязанных операций, в том числе в случае, если участники указанных операций не являются основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями).

    Положения настоящего подпункта также применяются, если налоговым органом в указанных случаях будет установлено, что перечисление выручки за реализуемые товары (работы, услуги), передача денежных средств, иного имущества производятся лицам, признанным судом иным образом зависимыми с налогоплательщиком, за которым числится недоимка.


    При применении положений настоящего подпункта взыскание может производиться в пределах поступившей основным (преобладающим, участвующим) обществам (предприятиям), зависимым (дочерним) обществам (предприятиям), лицам, признанным судом иным образом зависимыми с налогоплательщиком, за которым числится недоимка, выручки за реализуемые товары (работы, услуги), переданных денежных средств, иного имущества.


    Стоимость имущества в указанных в настоящем подпункте случаях определяется как остаточная стоимость имущества, отраженная в бухгалтерском учете организации на момент, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки;»


    Следовательно, для применения указанной статьи необходимо установить следующее:

  1. Организация узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки;

  2. Организация, которой перечисляется выручка за реализуемые товары (работы, услуги), передаются денежные средства и иное имущество, является:

  • основным (преобладающим, участвующим) обществом (предприятием), зависимым (дочерним) обществом (предприятием);

  • зависимым (дочерним) обществом (предприятием), которому выручка, 

  • лицом, признанным судом иным образом, зависимым с налогоплательщиком.


    Из данных признаков, необходимых для привлечения организации к субсидиарной налоговой ответственности, большое внимание заслуживает положения о том, что лицо может быть признано иным образом, зависимым с налогоплательщиком.  Что открывает для налоговых органов и судов широкие полномочия для признания лиц зависимыми и привлечения к налоговой субсидиарной ответственности. 

    В настоящий момент уже сложились некоторые подходы к толкованию указанных положений. Так в 2016 г. ФНС РФ выпустила письмо, где проанализировала практику применения указанно статьи и выделила признаки, которые принимаются во внимание судами при возложении субсидиарной ответственности по пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ. Указанные признаки мы дополнили признаками из судебной практики за последующие годы с 2016 по 2019 год.

    Таким образом, для признания лиц зависимыми для цели привлечения к налоговой ответственности суды исходят из следующих признаков:

  • зависимое лицо и налогоплательщик (далее «Организации») имеют общего учредителя;

  • у Организаций один генеральный директор;

  • у Организаций совпадают юридический / фактический адрес;

  • Организации имеют один общий информационный сайт в сети «Интернет» и общий номер телефона;

  • установлен переход сотрудников от между Организациями;

  • перевод долга между Организациями (в частности по договору лизинга);

  • зависимое лицо для продолжения финансово-хозяйственной деятельности заключает договоры с теми же контрагентами;

  • выручка по договорам налогоплательщика поступает от его контрагентов на счет зависимого лица;

  • ОКВЭД Организация совпадает;

  • наличие расчетных счетов Организаций в одних и тех же банках;

  • заключение агентского договора между Организациями;

  • зависимое лицо создано после получения информации о назначении выездной налоговой проверки;

  • наличие переписки с контрагентами об оплате услуг в пользу зависимого лица;

  • передача бизнеса без разумных экономических причин путем перечисления денежных средств физическому лицу, являющемуся единственным участником Общества, при том, что им не производилось отчуждение доли в уставном капитале налогоплательщика. 



    При этом, анализ судебной практики показал, что судами указывались следующие причины для отказа в привлечении к субсидиарной налоговой ответственности:

- лица не являются взаимозависимыми по гражданскому законодательству, а также налоговым органом не представляются доказательства иной зависимости данных лиц;

- отсутствуют доказательства намеренного уклонения налогоплательщика от уплаты налогов;

- отсутствуют доказательства целенаправленного перевода налогоплательщиком выручки на счета лиц, которые могут быть признаны зависимыми с налогоплательщиком;

- отсутствуют доказательства того, что налогоплательщик не имеет возможность самостоятельно погасить образовавшуюся задолженность.


    Кроме того, субсидиарная налоговая ответственность, предусмотренная ст. 45 НК РФ, имеет ряд особенностей, которые отличают ее от иных видов субсидиарной ответственности. Так, для налоговой субсидиарной ответственности присущи следующие черты:

• Взыскание происходит в отдельном производстве в судебном порядке по заявлению налогового органа;

• Ответственность ограничена пределами сумм, поступивших от лиц, признанных зависимыми;

• Оценка стоимости имущества, переданного зависимому налогоплательщику, происходит по остаточной стоимости имущества, отраженной в бухгалтерской отчетности на момент получения информации о назначении налоговой проверки.

    Знание указанных особенностей позволяют спрогнозировать процедуру привлечения к субсидиарной ответственности, что является необходимым знанием для принятия управленческих решений.



Офис компании

м Беговая, Москва
3-й Хорошёвский проезд, д. 1, стр. 1

Время работы: пн-пт с 8:00 до 19:00

contact@urfides.ru